Болонский процесс
- Подробности
- Обновлено 21.03.2017 14:19
- Опубликовано 25.02.2016 12:05
- Автор: Администратор
- Просмотров: 13260
«Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы.
В свою очередь гармонизация систем высшего образования достигается за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат - магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчету систем образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимной признаваемости академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т.д.
Десять основных направлений Болонского процесса (10 Bologna Action Lines):
- Принятие системы общепонятных, сравнимых квалификаций (степеней).
- Внедрение двухступенчатой системы высшего образования (бакалавриат – магистратура).
- Применение системы зачётных единиц (академических кредитов), количество которых зависит от объема часов по дисциплине и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО.
- Развитие академической мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала.
- Взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов.
- Развитие европейского сотрудничества в области обеспечения качества высшего образования.
- Обучение в течение всей жизни.
- Активизация участия вузов и студентов в развитии Болонского процесса.
- Усиление европейской составляющей в системе высшего образования Европы.
- Введение докторантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня); объединение Европейского пространства высшего образования и Европейского пространства научных исследований.
Система сравнимых степеней предполагает трёхуровневую систему высшего образования:
- Первый уровень – бакалавриат (степень "бакалавр")
- Второй уровень – магистратура (степень "магистр")
- Третий уровень – докторантура (степень "доктор философии")
В Европе доминируют две модели системы высшего образования:
- бакалавриат + магистратура + докторантура: 3 года обучения + 2 года обучения + 3 года обучения;
- бакалавриат + магистратура + докторантура: 4 года обучения + 1 год обучения + 3 года обучения.
Проведение образовательных реформ в духе Болонского процесса выгодно любой европейской стране, что объясняется следующими факторами. Единая Европа предполагает свободное передвижение труда (рабочей силы), товаров и капитала, отсюда необходимость в сравнимости квалификаций в области высшего образования, без чего свободное передвижение высококвалифицированных кадров невозможно. Кроме того, высшее образование становится высокорентабельной сферой бизнеса, в которой лидирующие позиции занимают США. Европа лишь как целое может рассчитывать на успешную конкуренцию в этой области.
Республика Беларусь присоединяется к Болонскому процессу исходя из следующих мотивов:
- система образования Республики Беларусь имеет европейские корни, в связи с этим логичным представляется учет изменений той системы, которая исторически послужила моделью-прототипом для системы отечественной;
- на Евросоюз приходится значительная часть отечественной внешней торговли и иных внешнеэкономических связей. Если высшее образование людей, реализующих эти связи, сопоставимо, то и связи налаживать и поддерживать легче;
- взаимодействие системы образования Республики Беларусь с единым образовательным пространством Европы предполагает общепринятые правила и, находясь «внутри» процесса, значительно легче влиять на принятие решений, которыми и определяются общепринятые правила;
- формирование общего образовательного пространства в рамках Союзного государства, ЕврАзЭС и СНГ, часть участников которых реформировали национальные системы образования на основе Болонских принципов, так или иначе вынуждают Республику Беларусь в процессе построения общего образовательного пространства реформировать отечественную систему образования на тех же принципах;
- присоединение к этим принципам позволит повысить привлекательность и конкурентоспособность нашего национального образования в современном мире.
Контакты
![]() |
Республика Беларусь 212011, г. Могилев, ул. Крупской, 67 |
![]() |
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
![]() |
Телефон: 8-0222 72-31-77 (дежурная часть) |
![]() |
Факс: 8-0222 72-31-77 |
Здесь Вы можете записаться или оставить свое обращение
Курсы подготовки к централизованному тестированию
Запись абитуриентов
Курсы подготовки водителей категории "В"
Регистрация для участия в конференции на базе института
Электронное обращение в "Юридическую клинику"
Учреждения образования
Академия МВД Республики Беларусь
Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Барановичский государственный университет
Белорусский государственный технологический университет
Белорусский государственный университет культуры и искусств
Белорусский государственный экономический университет
Белорусская государственная академия авиации
Витебская государственная академия ветеринарной медицины
Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого
Гродненский государственный аграрный университет Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина Полесский государственный университет
Полезные ресурсы
Портал Президента Республики Беларусь
Белорусское телеграфное агентство
Детский правовой сайт mir.pravo.by
Министерство образования
Министерство внутренних дел
Национальный правовой интернет-портал
Республиканский институт высшей школы
Республиканский веб-сайт abiturient.by