ТЕХНОЛОГИИ НА СЛУЖБЕ ОБРАЗОВАНИЯ

  • Печать

В условиях пандемии возникла необходимость перехода на дистанционное обучение. Правда, в новом формате учебный процесс не всегда проходил скоординированно и зависел от инициативы конкретного образовательного учреждения, определявшего специфику методического сопровождения.

1

- Коллеги из других вузов пользуются различными сервисами для проведения видео-конференций - Zoom, Skype, Blackboard, Google Classroom, а порой применяют несколько платформ одновременно, - рассказывает начальник учебно-методического отдела полковник милиции Александр Ермолаев. - Но из-за отсутствия четкого правового регулирования процессов аттестации и контроля за проведением занятий дистанционные технологии применялись по-разному. Поэтому и задались целью создать единую виртуальную обучающую среду (ВОС), обеспечивающую необходимый уровень подготовки специалистов.

Вместе с А. Ермолаевым разработкой проекта занялись руководитель отделения УМО подполковник милиции Александр Базылёнок и заместитель начальника отдела образовательных информационных технологий подполковник милиции Максим Шлыков. Необходимые исследования проводились в рамках одной из программ дополнительного образования.

В ходе работы офицеры выявили некоторые недостатки в используемых электронных учебно-методических комплексах, в том числе отсутствие единой системы коммуникации педагогов и слушателей. Также обнаружилась неэффективность инструментов контроля учебной деятельности, в том числе самоподготовки.

- Для решения этих задач предложили перейти от множества образовательных информационных ресурсов по отдельным дисциплинам - с различной структурой, содержанием и требованиями к оценке знаний - к созданию единой информационно-образовательной системы в рамках специальности - виртуальной обучающей среды, - объясняет Александр Ермолаев.

1

Структура такой системы состоит из взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет свою функцию.

В административном (организационном) блоке находятся презентационные материалы, учебно-планирующая документация, сервисы управления ресурсами. Информационный раздел наполняет учебная программа, разбитая на модули: учебная информация, глоссарий, тематические хрестоматийные и информационные материалы. В практическом размещены задания для закрепления теории и формирования умений по ее применению. Промежуточные и итоговые тесты, расположенные в блоке контроля, обеспечивают проверку усвоения материала. Благодаря коммуникативному блоку педагоги и курсанты общаются в режиме онлайн, в том числе непосредственно в рамках аудиторных занятий. В методическом курсанты найдут рекомендации по работе с отдельными модулями, учебными дисциплинами и обучающей средой в целом.

Сейчас ВОС в виде экспериментальной модели, созданной на основе системы управления обучением Moodle и языка программирования Python, внедряется в образовательный процесс.

В этом году благодаря гранту Могилевского института МВД начальник кафедры социально-гуманитарных дисциплин кандидат филологических наук доцент, майор милиции Сергей Венидиктов и доцент этой же кафедры кандидат исторических наук Антон Игнатович реализовывают научно-исследовательский проект «Визуализация учебной информации как средство оптимизации образовательного процесса в условиях медиатизации».

- Сами средства и технологии зрительной адаптации материала педагогам хорошо известны, - говорит Сергей Викторович. - Но не всегда их эффективно используют применительно к конкретным дисциплинам. А ведь объединяя в себе видео, фото, рисунки, схемы и другие визуальные объекты, наглядность способствует формированию системных знаний и усиливает привлекательность обучения. Визуализация повышает познавательный интерес курсантов, дает новые инструменты для самостоятельной работы, подготовки к семинарам, зачетам и экзаменам.

Принципиальное отличие проекта - его системный характер, предполагающий как теоретическую проработку, так и создание конечных продуктов - наглядных материалов по дисциплинам с блоками практических заданий. В ходе исследования планируется определить наиболее эффективные формы и методы визуализации учебной информации с учетом специфики образовательного процесса института, а также подготовить наглядные материалы по дисциплинам «История государства и права Беларуси» и «Религиоведение». После внедрения наработок в учебный процесс полученный опыт адаптируют к использованию остальными кафедрами института - методические материалы для преподавателей разместят на электронном ресурсе. Кроме того, инструменты визуализации могут быть использованы в информационном и идеологическом сопровождении образовательного процесса.

- Чтобы курсанты шире использовали средства наглядности в подготовке к занятиям, семинарам и не только, заинтересовываем их, стимулируем, - рассказывает Сергей Венидиктов. - Для этого с марта по май совместно с Уральским юридическим институтом МВД России проводим международный конкурс инфографики. Кроме того, вопросы визуализации знаний будут обсуждаться в рамках IX международной научно-методической конференции «Медиасфера и медиаобразование», которая состоится в нашем институте в мае.

По информации газеты «На страже»