От курсанта до генерала

  • Печать

 

Выпускник школы транспортной милиции Валерий Полищук, принимая в 1987 году присягу, хотел только одного - поскорее сменить курсантские погоны на милицейские и раскрывать преступления. Пройдя путь от оперуполномоченного в районном отделе милиции до начальника УВД, от лейтенанта до генерала, через 27 лет он снова вернулся в alma mater, уже в качестве руководителя.


- Валерий Николаевич, расскажите немного о себе. Как воспитывали будущего генерала в детстве?
- Родился я в Казахстане, а в десятилетнем возрасте родители отправили меня на Украину к деду с бабушкой. Воспитывали они меня строго. Дед учил: «У человека никогда не укради. А если дружил, никогда не предавай». Отец всю жизнь проработал водителем, получил от Брежнева медаль за поднятие целины. Он с детства мне твердил, что надо учиться. Мама хотела, чтобы я стал агрономом, и перед службой в армии я успел окончить сельскохозяйственное училище.
Никогда не думал, что окажусь в милиции. Но отслужив в Чернигове, осенью 1984 года вернулся в Казахстан, устроился на работу в транспортную милицию Усть-Каменогорска помощником дежурного. Сопровождал поезда, охранял общественный порядок на вокзале, задерживал перевозчиков наркотиков. Помню, пассажир в состоянии наркотического опьянения избил проводницу, мы с товарищем кинулись за ним, скрутили, надели наручники. Таким было первое мое «крещение» на службе.
Работа мне нравилась, все получалось, и замполит как-то вызвал меня к себе и сказал: «Давай-ка, Полищук, поезжай учиться». Можно было выбрать Карагандинскую высшую школу милиции или среднюю Алма-атинскую. Но по совету начальника службы БЭП я решил поехать за пять тысяч километров в Беларусь, в Могилевскую специальную среднюю школу транспортной милиции МВД СССР ...


- Прошло почти три десятка лет, как Вы ее окончили. Что изменилось?
- В июне 1985 года я сдавал два экзамена - историю СССР и сочинение. Сейчас курсанты сдают централизованное тестирование по трем предметам – обществоведению, иностранному и русскому или белорусскому языку.
Остался тем же распорядок дня, как и раньше, командиры взвода ведут журнал, докладывают преподавателям об отсутствующих. По четвергам – сандень. Но сейчас курсантам легче. Условия проживания стали комфортнее. У нас не имелось стиральных машин, брюки и рубашки стирали сами в умывальниках. Была у нас и нагрузка со своими «прелестями» - прикухонное хозяйство, свинокомплекс. Моему 19-му взводу приходилось убирать его внутреннюю территорию. Отправляли нас и в Николаевку собирать камни на поле.
Когда я учился, курсанты поступали после службы в армии. Мне было 23 года, моим товарищам 27-28 лет, у некоторых уже было по двое детей. У нас был некоторый жизненный опыт, мы были более подготовлены физически и морально.
В те годы нам не разрешалось жить за территорией учебного заведения. Сегодня курсанты могут снимать квартиру или, кто местный, проживать дома. Сейчас разрешена гражданская одежда, идя в увольнение, курсант переодевается. Мы домой уезжали в форме. Как и сейчас, тогда из-за двойки можно было лишиться увольнения, надо было ходить на факультатив к преподавателю, потом отметку разрешалось исправить.


- Как держали связь с домом, родными?
- Во время моей службы связь была только через переговорный пункт. Это сегодня у всех есть мобильные телефоны. Но в институте пользование ими ограничено. Побывав в командировке у коллег в Баку, я увидел, что мобильники курсанты с собой на занятия не носят. Зачем они им во время учебы? Вернувшись, распорядился на каждом курсе поставить шкаф с ячейками на 150 телефонов. Теперь они хранятся там, а позвонить можно в отведенное время. Некоторые поначалу умудрялись и по два телефона проносить: один – в шкаф, другой - за пазуху. Но все, что касается нарушений служебной дисциплины и распорядка, наказывается строго.


- Валерий Николаевич, Вы ведь могли уйти на работу в родное учебное заведение лет двадцать назад...
- Возможность прийти работать в школу милиции у меня была еще в 90-х годах во время службы в Центральном РОВД Могилева. Но я отказался, потому что любил «живую» работу.
Получив «лейтенанта», я пошел в уголовный розыск и никогда не изменял оперативной работе. Было интересно устанавливать личность преступника, выдвигать версии и отрабатывать их. Каждый день работал над чем-то новым, раскрывая угоны, квартирные кражи и другие виды хищений. Бывало, только спишешь материалы, идешь мимо дежурки, а оттуда голос: «Полищук, зайди!» - и еще пять материалов в руки. После трех лет службы я почувствовал усталость, но интерес все равно не пропадал.
До института «созрел» после пятилетней работы начальника УВД в Гомеле. Мне захотелось вернуться в alma mater и, конечно, домой. В Могилеве за эти пять лет я бывал нечасто, заезжал только по пути на коллегию в Минск.


- Вернемся к вашим подопечным. Когда курсанты уходят в увольнение в город, дежурный их инструктирует вплоть до того, чтобы были внимательными на дороге. Но ведь они уже не дети...
- Курсанты с первых дней учебы должны быть ответственными за свою жизнь и здоровье. Ведь в будущем их ожидает сложная и рискованная служба. Расскажу два случая, произошедших во время моей работы начальником УВД. На семейный скандал в деревню выехали сотрудники Департамента охраны – муж угрожал жене ружьем. Дебоширящий супруг убежал, милиционеры пошли его искать. А он, оказывается, прятался за забором, наблюдал за ними и держал наготове ружье. И выстрелил в последующем. Одному сотруднику дробь попала в грудь. Хорошо, что он был в бронежилете! Если бы не эта мера предосторожности, не спасли бы. А преступник испугался, что убил человека, и застрелился на месте.
В другом случае дежурный направил на скандал участкового. Одного, без напарника. И хозяин квартиры, который только что порезал жену, бросился на него с ножом. Попал в шею. А дежурный не звонит ему и не интересуется, все ли в порядке. Только соседка, увидев открытые двери в квартиру, вызвала скорую. Четыре месяца участковый лежал в больнице! Вот к чему приводит беспечность.
Не зря у нас говорят, что устав кровью написан. Эти случаи нельзя забывать! Я и сейчас курсантам рассказываю об этом.


- А может ли курсант бросить учебу, если понимает – это «не его»?
- В течение месяца после поступления мы имеем возможность отчислить такого курсанта и взять того, кто проходит по баллам. И это правильно. В этом учебном году три девушки практически сразу решили забрать документы. Одна поняла, что не потянет, вторая, та же история с третьей. Я спрашиваю: «А зачем же ты поступала?» Она отвечает, что брат старший уже здесь учится, вот папа с мамой и сказали: «поступай!». Мы с ней час проговорили. Из беседы стало понятно, что девушка не мотивирована и не будет работать в милиции. Ну зачем человека мучить?
Или наоборот, мать одной девушки, наслушавшись о тяжелых условиях учебы, стала настаивать, чтобы дочь бросила институт. А дочери нравится! Когда женщина приехала, ее провели по комнатам, показали, как живут курсанты. И она убедилась, что мешать не надо.


- То есть Вы на стороне курсантов?
- Моя задача на сегодня – подготовить курсантов физически, нравственно, морально и духовно. Чтобы при выпуске они были готовы профессионально и грамотно нести службу и выполнять поставленные перед ними задачи.
Почему бы и не пойти навстречу? Например, пришел ко мне отец одного курсанта с просьбой о переводе сына и его друга в один взвоз. Ребята росли в одном дворе, учились в одной школе, на олимпиады вместе ездили, вместе поступили в институте, но их отправили в разные взводы. Я подписал заявление о переводе – пусть вместе учатся, лишь бы для пользы дела.
Обучая и воспитывая будущих милиционеров, мы должны вникать во все. Однажды ночью мне позвонили с просьбой взять машину - курсантку из больницы забрать. Конечно, можно! Наутро спрашиваю у курсового офицера – как девушка себя чувствует, что с ней. А он не знает... Как, спрашиваю? А если бы это была твоя дочь?
И я понял, что надо брать курсового офицера женщину. С этого учебного года у нас работает капитан милиции Евгения Воропай. Теперь девушкам проще, с ней они могут поделиться тем, чем не станут с курсовым мужчиной. Женщина женщину лучше поймет.


- Вы упоминали, что с дисциплиной в институте строго...
- За нарушение дисциплины курсант наказывается депремированием или взысканием. А за проступок одного могут пострадать и другие. Как я уже говорил, сейчас у курсантов есть возможность проживать за пределами института, так вот этого права по вине одного человека может лишиться весь взвод. Как у мушкетеров – один за всех и все за одного.
Воспитывать надо с «парты». Иду как-то по коридору, слышу - за дверью ругань. Захожу в кабинет, спрашиваю – кто? После недолгого молчания один курсант говорит: «Товарищ генерал, я». Курсовой написал на мое имя рапорт и предложил объявить выговор. Я ставлю резолюцию: раз признался - предупреждение, но в следующий раз поблажки не будет. Будущие офицеры уже сейчас должны отвечать за свои слова и поступки.
Спрос жесткий и с преподавателей. Обязательное условие – минимум два образования, педагогическое и юридическое. Было время, когда поработав несколько лет в райотделе милиции, офицер переходил на преподавательскую должность - понимал, что на «земле» не справляется. Но сейчас я не могу взять такого специалиста.
Подобрать кадры в институт сложно. Понятно, что начальник УВД хорошего сотрудника не отдаст, а плохие мне самому не нужны.


- А правда ли, что лучший преподаватель милицейского вуза - это тот, кто успел поработать «на земле»?
- Когда преподаватели рассказывают случаи из своей практики, как выслеживали преступника, как его задерживали - это всегда интересней, чем сухие статистические сведения. Это ведь как художественный фильм получается! Курсанты очень любят таких практиков.
Но есть и те, кто без опыта работы в райотделе умеет полностью завладеть вниманием курсантов. Например, преподаватель гражданского права, кандидат юридических наук Анна Борщевская, которая недавно приехала к нам из института МВД Запорожья. Бывшие студенты отзывались о ней как о принципиальной, строгой, но справедливой. Нынешние стонут, но им нравится. А нам больше ничего и не надо. Да, она не практик, но настоящий фанат своего дела. Таких мы ценим.


- Валерий Николаевич, что в день праздника Вы хотите пожелать своим коллегам и будущим офицерам, которым служба еще только предстоит?
- Прежде всего, я хочу поздравить наших дорогих ветеранов. Желаю им долголетия и здоровья, чтобы дети и внуки радовали. Профессорско-преподавательскому составу – творческих успехов, терпения и мудрости. Чтобы они, передавая опыт курсантам, относились к ним, как к своим детям и не забывали, что молодежь – наше будущее. А курсантам желаю ответственно и серьезно подходить к учебе, слушать своих наставников. Если сейчас тяжело в учении, то потом будет легче в работе. Да и в жизни всегда пригодится.

Беседовала Мария Хлыстова.

http://www.mogved.by/