НА ВЕЛОСИПЕДЕ - И В ЕВРОПУ, И НА НЕГЛАСНУЮ ПРОВЕРКУ

  • Печать

В начале разговора заместитель начальника Могилевского института МВД подполковник милиции Максим Перунов сразу же подчеркивает: езда на велосипеде для него не спорт, а увлечение, фитнес.

О трудностях и лайфхаках

- Вырос в деревне, где без двухколесной машины не обойтись, - объясняет Максим Викторович. - Можно сказать, перенес детское хобби во взрослую жизнь.

Садится на велосипед офицер часто. Если позволяет погода, то именно так ежедневно добирается на службу в институт. Раз в неделю старается выбраться за город - в свободный вечер может проехать по живописным местам до 50 километров. Большие же путешествия позволяет себе примерно раз в год. - Спонтанных поездок у меня не бывает, - признается Максим Перунов. - К каждой тщательно готовлюсь: рассчитываю километраж, намечаю места ночевок (палатки, кемпинги), выбираю достопримечательности, которые хочу посмотреть. Узнаю даже расположение магазинов и железнодорожных станций, чтобы иметь возможность пополнить запас продуктов или в экстренной ситуации пересесть на поезд. Сейчас с Интернетом разработать маршрут особого труда не составляет. На видеохостинге YouTube энтузиасты выкладывают подробнейшие отчеты о том, куда и как ездили.

ПеруновПодполковник милиции заверяет: дождь не заставит его прервать путешествие. От мелкого неплохо защищают дождевик или куртка из водоотталкивающей ткани, да и велосипедная одежда быстро сохнет.

- А вот под ливень лучше не попадать: ехать становится физически тяжело, - делится опытом Максим Викторович. - Однажды в такую непогоду нужно было преодолеть около 50 километров. Причем оказался в такой местности, где не мог надеяться на попутный транспорт. Выход один: терпеть и крутить педали. Иссякающие силы восполняю углеводами - ем сгущенку или обычный сахар. Вожу с собой еще небольшую газовую горелку и турку. Когда совсем замерзаю, останавливаюсь и согреваюсь свежесваренным кофе.

К выбору велосипеда замначальника института подходит скрупулезно: технические характеристики транспортного средства должны соответствовать стилю езды и условиям поездок. Сейчас он передвигается на испанском хардтейле. Правда, в планах поменять его на «двухподвес».

О путешествиях по стране и не только

На экскурсии по Беларуси офицер выезжает постоянно. Он признается: любит колесить по Гродненщине, Витебщине и Минщине - это увлекательно и совсем несложно.
- Ландшафт там непривычен для могилевчан, - объясняет свой выбор офицер. - Наш регион более равнинный, а там множество холмов и бесконечные озера. Хотя люблю кататься и по родному краю. Очень впечатлило Чечевичское водохранилище, что в Быховском районе.

Среди дальних поездок офицер выделяет путь по Прибалтике и Кавказу. Правда, велопутешествия туда он начинал не из самого Могилева - сразу на железнодорожном транспорте доезжал в определенный пункт, а только потом пересаживался на двухколесного друга. В первом случае Перунов стартовал с белорусско-литовской границы и за неделю преодолел более 600 километров. Конечной точкой стала Рига.

- В странах Евросоюза делают большой акцент на сохранение экологии и здоровый образ жизни, поэтому для велотуристов созданы хорошие условия, нет недостатка в оборудованных дорожках, - уверяет заместитель начальника института.

- Кроме природных красот довелось увидеть исторические места Вильнюса и Риги, Лиепаи, старинные усадьбы, развалины замков, маяки, остатки бункеров времен Первой и Второй мировых войн, заброшенные советские военные городки...

В горах все значительно сложнее. - Чем выше поднимаешься, тем яснее понимаешь, что в случае чего можешь рассчитывать только на себя и друзей, которые рядом, - подчеркивает офицер. - Цивилизация в тех местах есть только в городах, поэтому любая поломка может обернуться непредсказуемыми последствиями.

Именно на Кавказе произошло самое серьезное чрезвычайное происшествие, которое когда-либо случалось с Перуновым во время путешествий. Один из его друзей, не справившись на горной дороге с управлением, упал с велосипеда и сломал ключицу. Высота - 2000 метров над уровнем моря. Как спуститься в долину с травмированным приятелем и лишним железным конем? Повезло встретить микроавтобус, водитель которого довез до больницы.

В дальние поездки Максим Перунов отправляется с друзьями, которые проверены временем. Правда, коллег среди них пока нет.

- Хотя энтузиастов в институте хватает, - замечает Максим Викторович. - В хорошую погоду на стоянке вуза припарковано полтора десятка велосипедов. Мы даже планировали совместный велопробег, но из-за занятости сложно найти удобное для всех время.

О службе и планах

В обязанности сотрудников вуза входит и негласная проверка времяпровождения курсантов в выходной день. Вот только осуществить это непросто, ведь учащиеся знают преподавателей в лицо. Перунов же, будучи начальником отдела организационной работы и правового обеспечения, проявил изобретательность: сел на велосипед, надел спортивную форму, шлем, очки... Его в таком облачении мало кто узнавал. Негласный контроль удался.

- Посмотрел, что делают курсанты, как их сопровождают кураторы, - рассказывает Максим Викторович. - Конечно, заметил и определенные недостатки, но без них на этом этапе пока никак. Коллектив же большой - сразу всех не «причешешь» и правила поведения настоящего офицера в голову не вложишь. Все наживное.

IMG 4220 1 IMG 0715 1

 ...В этом году Максим Перунов в дальнюю дорогу не выбирался: служба в новой должности требует много времени и сил. Из того, что ему хотелось бы совершить, - одиночная поездка (уже даже весь необходимый инвентарь приобрел!), а еще путешествие с друзьями по Европе.

Справка «НС»

Хардтейл (буквально - жесткий хвост) - тип рамы велосипеда без задней подвески. Бывает как с жесткими вилками (уменьшают вес велосипеда и увеличивают скорость при езде по ровной трассе), так и с амортизационными (увеличивают проходимость и комфорт при езде по неровной дороге). Хардтейлы имеют меньший вес, доступнее в стоимости, легче в обслуживании и быстрее на относительно ровных поверхностях. Двухподвесный велосипед позволяет с большей скоростью ехать по неровным дорогам (например, каменистым) за счет постоянного контакта заднего колеса с грунтом. Такая конструкция характерна для горных, шоссейных, туристических и гибридных железных коней.

Советы от Максима Перунова

Перед тем как выбирать велосипед, определитесь, для каких поездок он необходим. Для обычных велопрогулок нужна одна модель, путешествий - другая, экстремальной езды - третья.

В Минске, где хорошо развита сеть велодорожек, можно с комфортом кататься на дорожном, городском велосипеде, гибриде или круизере. В городах, где приходится постоянно преодолевать бордюры или другие препятствия, стоит задуматься о покупке горного велосипеда (хардтейла).

Стоимость неплохого горного велосипеда, который будет надежно служить, - 700 - 800 рублей.

Обращайте внимание на размер рамы (он должен подходить именно вам), уровень навесного оборудования, амортизационную вилку.

Для начинающих подойдет простая модель, так как им еще стоит ответить на вопрос - их ли это увлечение. Случается, что новичок вкладывает в покупку много денег, а пользуется ею всего несколько раз в год.

Обязательно разберитесь в нюансах правильной езды на велосипеде, чтобы случайно не навредить здоровью. Изучите азы обслуживания байка.

Ольга КУЛИКОВА
Фото Марины ГРОМЫКО и из личного архива М. В. ПЕРУНОВА