Практикоориентированность требует инициативы и новаций

  • Печать

Из года в год меняются абитуриенты, а цель сотрудников вуза остается прежней – подготовить специалистов, обладающих достаточной квалификацией для эффективного выполнения задач, возложенных на ОВД.

Нынешним летом здесь завершился полный цикл подготовки первых специалистов по практико-ориентированным специальностям - итоговую аттестацию прошли курсанты набора 2014 года. На основании анализа результатов работы государственных экзаменационных комиссий принято решение о разработке комплекса мер, направленных на повышение качества подготовки выпускников.

1- Так как успешность обучения немало зависит от школьной подготовки, действовать начинаем уже на стадии вступительной кампании, - рассказывает первый заместитель начальника учреждения образования подполковник милиции Юрий Шкаплеров. - Сегодня мы, увы, не можем похвастаться высоким проходным баллом. Поэтому, чтобы поднять популярность вуза среди абитуриентов, а значит, иметь возможность набрать лучших, используем любые способы для саморекламы. Это задача в первую очередь приемной комиссии, а также отделения профориентационной работы, информации и общественных связей. Но и другие подразделения не остаются в стороне. Проводятся дни открытых дверей и выступления представителей вуза перед гражданской молодежью. Победителям олимпиад различного уровня направляем индивидуальные приглашения. Курируем ход поступления абитуриентов, которые, прежде чем нести в РОВД заявление о желании поступить на обучение, регистрируются на нашем сайте. Ежегодно, в том числе путем анкетирования абитуриентов, анализируем, какие меры оказались наиболее эффективными.

Профессорско-преподавательский состав должен ориентироваться на молодежь, выбирая такие подходы, которые найдут у курсантов максимальный отклик. В комплекс мер, направленных на повышение качества их подготовки, вошла и апробация методик, доказавших свою эффективность в педагогической практике.

К примеру, кафедра социально-гуманитарных дисциплин на занятиях по иностранным языкам будет использовать так называемый кейс-метод (case study), который заключается в проблемно-ситуационном анализе конкретных заданий и нахождении оптимального решения среди множества альтернативных в контексте четко поставленной проблемы.

- Педагог априори, без дополнительных директивных указаний, должен быть нацелен на выбор наиболее эффективной методики преподавания, - говорит Ю. Шкаплеров. - Многие наши сотрудники, например, представители кафедры социально-гуманитарных дисциплин, а также доцент кафедры прикладной физической и тактико-специальной подготовки, кандидат технических наук, доцент майор милиции Денис Макацария, так и строят свою работу. У иных же проявление инициативы приходится стимулировать, в том числе управленческими методами. Закрепив совершенствование подходов к проведению занятий в качестве основной задачи, мы внесли соответствующие изменения в критерии общей оценки деятельности педагогов: учитываем внедрение нового, проведение педагогических экспериментов. Теперь у активных и результативных больше шансов занять призовые места в конкурсах на звание лучших и, следовательно, претендовать на поощрение.

2 3

А продемонстрировать навыки будет где: планируется проведение учебного сбора с начинающими преподавателями, семинаров и конференций. Отдельного внимания заслуживает II научно-методическая конференция «Организация образовательного процесса в учреждении высшего образования: научные и методические аспекты». В апреле аналогичное мероприятие вызвало большой интерес у научного сообщества и собрало 90 участников (в том числе профессоров и докторов наук) из Беларуси, России, Украины.

- Организовывать подобные форумы непросто - методика уже хорошо изучена и разработана, и не каждый педагог может предложить что-то новое. Однако мероприятие все же имело успех. Кстати, отдельные методические вопросы обсудим и на конференции, посвященной проблемам огневой и тактико-специальной подготовки, - продолжает Юрий Павлович.

Используется в институте и опыт коллег из других учреждений образования, в том числе зарубежных вузов-партнеров. Активное взаимодействие осуществляется с Воронежским институтом, Волгоградской академией и Краснодарским университетом МВД России, Академией Полиции МВД Азербайджана. Проводятся взаимные стажировки профессорско-преподавательского состава, лучшие наработки внедряются в учебный процесс института. В частности, могилевчанам понравилась идея на экзамене вместо устного ответа на вопросы использовать тест: и знания курсантов по всей дисциплине проверяются, и субъективизм педагога нивелируется.

- Сейчас начальники кафедр анализируют, по каким дисциплинам такая оценка знаний не¬возможна. Если они будут убедительны, то по этим предметам сдача (но только по ним!) будет проходить по привычной схеме, - объясняет Юрий Павлович. - Некоторые видят в подготовке к тесту не приобретение знаний, а слепое натаскивание обучающегося на получение высокой отметки. Однако такое заявление верно далеко не всегда, тем более что мы планируем использовать такую форму только как первую часть текущей аттестации - во второй курсант должен будет продемонстрировать умение применять полученные знания на практике.

Кафедры приступили и к переработке использующихся в процессе проведения экзаменов заданий и задач. К сожалению, многие из них носят «рафинированный» характер с предельно понятным содержанием. Ю. Шкаплеров настраивает подчиненных на написание заданий с так называемым информационным шумом, максимально воспроизводящих ситуации в том виде, в каком они встречаются в реальности. Для их решения курсанту потребуется применить более глубокий анализ, выделить значимые моменты и отмести несущественное - так, как это и предстоит делать на практике. Ведь нередко бывает, что подозреваемый говорит одно, потерпевший - другое, из-за чего однозначно квалифицировать произошедшее крайне сложно.

- Кстати, на последней сессии мы сравнивали отметки, полученные на государственных экзаменах, с результатами текущей аттестации. В идеале они должны соответствовать друг другу. Иначе возникают подозрения, что педагог был необъективен - излишне лоялен или требователен, чего допускать нельзя, - отмечает Юрий Шкаплеров. - Полученный результат нас удовлетворил. При этом особо пристальное внимание уделили тем, кто проводит занятия по специальным дисциплинам (оперативно-розыскная деятельность, уголовные процесс и право, административная деятельность ОВД).

Также в вузе планируют перейти к комиссионной форме приема экзаменов по наиболее важным учебным дисциплинам - помимо преподавателя в нем смогут участвовать представители руководства института, факультета, учебно-методического отдела.

3 6

Повышен спрос за результаты учебы как с непосредственно курсантов, так и с педагогов и курсовых офицеров.

Чтобы принимать правильные управленческие решения, важно обладать полной информацией о состоянии образовательного процесса. Для этого планируется проведение выборочных контрольных срезов зна-ний курсантов по учебным дисциплинам, усовершенствование организации педагогического контроля.

Немало внимания уделяется и подготовке преподавателей, а особенно начинающих, так как многие из них, несмотря на большой жизненный и практический опыт, должны в минимальные сроки освоить новую специфику. На февраль запланировано очередное по¬вышение квалификации профессорско-преподавательского состава - обучение на базе МИ МВД в дистанционной форме проведет Республиканский ин¬ститут высшей школы. В течение месяца будут проходить онлайн-лекции, семинары, консультации, завершится все итоговой контрольной. По мне-нию Юрия Павловича, подобная организация занятий не только предоставит возможность более длительного, а значит, более вдумчивого общения между наставниками и слушателями, но и позволит сэкономить значительные средства.

Ольга КУЛИКОВА
Фото Любови ШУМИЛКО